понедельник, 12 октября 2015 г.

ПОВЫШЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВА-ТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛУБА ЛЮБИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ «ЗОЛОТОЙ КРУГ»


  

Ни для кого не секрет, что контингент учреждений начального и среднего профессионального образования – это учащиеся из разных школ и населенных пунктов, чаще всего с низким, а порой и очень низким уровнем обученности и воспитанности.
Учебная неуспешность, неуверенность в себе являются одними из главных причин, втягивающих наших учеников в болото несостоятельности, отторгнутости, обиды и в поиск места и занятия, где они будут признаны и успешны. И идут наши дети на улицы и в подъезды, где и приветят, и по плечу похлопают, а затем научат пить, хулиганить и наркоманить... Страшно... Больно... Что же делать? Я себе ответила так: «Быть ближе к детям!». И возникла идея создания Клуба любителей математики. К сожалению, для большинства наших учащихся математика – трудный, непонятный и ранее запущенный предмет. Многие не могут вспомнить, когда последний раз были в школе у доски или самостоятельно решали задачу, выполняли домашнее задание. При такой мозаике сложно воспитывать и обучать. Поэтому целями Клуба стали: развитие и саморазвитие учащихся с учетом индивидуальных особенностей каждого, воспитание культуры поведения, общения и досуга, создание и укрепление отношений сотрудничества между учителем и учащимися. Вместе с ребятами мы назвали наш Клуб «Золотой круг», ведь круг – это гармоничная фигура, где нет острых углов, где каждый в кругу чувствует плечо друга и видит глаза товарищей, а «золотой» – потому что атмосфера понимания, взаимопомощи и тепла дорогого стоит! Вместе придумали и изготовили эмблему Клуба.
1 марта 2000 года состоялось открытие нашего Клуба. Учащиеся подготовили театральные миниатюры на математические темы, состязались в различных конкурсах.
Сейчас весьма актуальным вопросом является повышение воспитательного потенциала образовательного процесса. Я как педагог решаю его, в том числе, и через деятельность своего клуба. Деятельность клуба расширяет воспитательные возможности колледжа, включает личность в многогранную и положительно насыщенную жизнь.
Учащиеся, поступившие на первый курс, приходят в новое учебное учреждение, возникают трудности адаптации, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами, одни дети замыкаются, другие проявляют негативную активность. Создать благоприятную атмосферу, помочь адаптироваться в новых условиях, сплотить новые ученические группы помогают математические конкурсы и викторины. Для первокурсников проводится серия игр Математического брейн-ринга, где ребята учатся взаимодействовать в коллективе, брать ответственность на себя, переживать за свою команду. Проявляя смекалку и сообразительность, они достигают маленьких побед, что поднимает их самооценку и повышает интерес к обучению, снимает напряженность и сближает учащихся. Математический брейн-ринг настолько их увлекает, что подростки занимаются самостоятельным поиском интересных вопросов, которые потом звучат либо на занятиях Клуба, либо на уроках.
Занимательная викторина со спичками воспитывает у учащихся упорство в поиске решения, усидчивость, развивает мышление и внимательность. Один ученик даже придумал эпиграф к задачам со спичками: «Бросай курить – решай задачи, и будет жизнь полна удачи!». Положительным аспектом является и то, что наиболее понравившиеся вопросы ребята задают своим друзьям и знакомым, а это позволяет им отличиться оригинальностью, выделиться, а значит стать более успешными.
Деятельность Клуба тесно связана и с общеобразовательным курсом математики, способствует расширению и углублению знаний, получаемых на уроках. Проводится цикл занятий по подготовке учащихся к ЕГЭ, математическая олимпиада по заданиям ЕГЭ, решаются занимательные задачи и задачи с практической направленностью. С изучаемым материалом связаны и такие конкурсы, как «Математическое ралли» и «Математическое ассорти».
Значимую воспитательную роль играет информационная система Клуба. По результатам нашей деятельности мы оформляем стенд, выпускаем стенгазеты и поздравительные листки. И поверьте, для ученика очень важно, когда его фотографию видит весь колледж и узнает, что он является лучшим игроком Математического брейн-ринга. Или, когда ершистый парень, ранее нарушавший дисциплину, проявляя упорство и трудолюбие на уроках математики, становится победителем математической Олимпиады по заданиям ЕГЭ. И пусть хоть некоторые из ребят, глядя на его фотографию, начинают задумываться и верить в себя: «Если у него получилось, значит, и я могу…».
Особой популярностью и любовью в колледже пользуются ежегодные Математические капустники. Общее дело воспитывает у учащихся чувство ответственности, сопереживания, способствует сплочению ученических групп. Программа Математического капустника каждый год состоит из различных конкурсов: это может быть и исторический конкурс, и интеллектуальный марафон, и игра со зрителями, и конкурс капитанов, и математический сюрприз, и многое другое. С использованием мультимедийных компьютерных технологий они проходят особенно ярко и содержательно. Но самым долгожданным и незабываемым конкурсом является творческий, где участники должны предоставить вниманию жюри и зрителей какое-либо творческое выступление с математическим содержанием (это могут быть частушки, песни, театральные миниатюры). В процессе подготовки и проведения Математического капустника воспитывается культура поведения, развиваются коммуникативные способности и познавательный интерес, формируются потребность к саморазвитию и гуманистическое отношение к окружающему, происходит развитие творческого потенциала. Выступление на сцене позволяет учащемуся преодолеть чувство неуверенности, пережить радость от достигнутого, получить поддержку и одобрение сверстников. И это тоже очень важно, потому что для воспитания и развития учащихся необходим стимулирующий и направляющий фактор успеха. Именно успех придает силы, веру в свои возможности, создает основу для формирования самооценки, проявления неординарности и индивидуальности, создает атмосферу благополучия и позитивности.
Безусловно, что получение хорошего образования и престижной высокооплачиваемой профессии определяет будущее любого человека. Но важнее не то КЕМ станет завтра наш выпускник, а то – КАКИМ он станет. И, на мой взгляд, деятельность Клуба любителей математики способствует решению этого вопроса и повышению воспитательного потенциала нашего колледжа.
Нашему Клубу уже более 10 лет. Не буду лукавить, бывало разное, были и есть проблемы и трудности, не всегда всё получается так, как хотелось бы. Но когда видишь блеск детских глаз, счастливые лица ребят, чувствуешь их любовь и благодарность, то вспоминаешь только лучшее. И как говорят мудрейшие: «Дорогу осилит идущий!». 



3 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Отличная статья! Видно, что Вы работаете с душой!!!Творческих успехов!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Предлагаю очень интересный и достойный конкурс от Инфоурок "Современный учитель". И, что самое главное, можно победить только своими силами (при должном желании и усердии).
    Все подробности можно прочитать на странице конкурса: https://infourok.ru/ur/eWFrb3ZsZXYtbmlrb2xheS1taWhheWxvdmljaA==

    ОтветитьУдалить