Ни для кого не секрет,
что контингент учреждений начального и среднего профессионального образования –
это учащиеся из разных школ и населенных пунктов, чаще всего с низким, а порой
и очень низким уровнем обученности и воспитанности.
Учебная неуспешность,
неуверенность в себе являются одними из главных причин, втягивающих наших учеников
в болото несостоятельности, отторгнутости, обиды и в поиск места и занятия, где
они будут признаны и успешны. И идут наши дети на улицы и в подъезды, где и
приветят, и по плечу похлопают, а затем научат пить, хулиганить и наркоманить...
Страшно... Больно... Что же делать? Я себе ответила так: «Быть ближе к детям!».
И возникла идея создания Клуба любителей математики. К сожалению, для большинства
наших учащихся математика – трудный, непонятный и ранее запущенный предмет.
Многие не могут вспомнить, когда последний раз были в школе у доски или
самостоятельно решали задачу, выполняли домашнее задание. При такой мозаике
сложно воспитывать и обучать. Поэтому целями Клуба стали: развитие и саморазвитие
учащихся с учетом индивидуальных особенностей каждого, воспитание культуры
поведения, общения и досуга, создание и укрепление отношений сотрудничества
между учителем и учащимися. Вместе с ребятами мы назвали наш Клуб «Золотой
круг», ведь круг – это гармоничная фигура, где нет острых углов, где каждый в
кругу чувствует плечо друга и видит глаза товарищей, а «золотой» – потому что
атмосфера понимания, взаимопомощи и тепла дорогого стоит! Вместе придумали и
изготовили эмблему Клуба.
1 марта 2000 года
состоялось открытие нашего Клуба. Учащиеся подготовили театральные миниатюры на
математические темы, состязались в различных конкурсах.
Сейчас весьма актуальным
вопросом является повышение воспитательного потенциала образовательного
процесса. Я как педагог решаю его, в том числе, и через деятельность своего
клуба. Деятельность клуба расширяет воспитательные возможности колледжа,
включает личность в многогранную и положительно насыщенную жизнь.
Учащиеся, поступившие на
первый курс, приходят в новое учебное учреждение, возникают трудности
адаптации, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами, одни дети
замыкаются, другие проявляют негативную активность. Создать благоприятную
атмосферу, помочь адаптироваться в новых условиях, сплотить новые ученические группы
помогают математические конкурсы и викторины. Для первокурсников проводится
серия игр Математического брейн-ринга, где ребята учатся взаимодействовать в
коллективе, брать ответственность на себя, переживать за свою команду. Проявляя
смекалку и сообразительность, они достигают маленьких побед, что поднимает их
самооценку и повышает интерес к обучению, снимает напряженность и сближает
учащихся. Математический брейн-ринг настолько их увлекает, что подростки
занимаются самостоятельным поиском интересных вопросов, которые потом звучат
либо на занятиях Клуба, либо на уроках.
Занимательная викторина
со спичками воспитывает у учащихся упорство в поиске решения, усидчивость,
развивает мышление и внимательность. Один ученик даже придумал эпиграф к
задачам со спичками: «Бросай курить – решай задачи, и будет жизнь полна
удачи!». Положительным аспектом является и то, что наиболее понравившиеся
вопросы ребята задают своим друзьям и знакомым, а это позволяет им отличиться
оригинальностью, выделиться, а значит стать более успешными.
Деятельность Клуба тесно
связана и с общеобразовательным курсом математики, способствует расширению и
углублению знаний, получаемых на уроках. Проводится цикл занятий по подготовке
учащихся к ЕГЭ, математическая олимпиада по заданиям ЕГЭ, решаются занимательные
задачи и задачи с практической направленностью. С изучаемым материалом связаны
и такие конкурсы, как «Математическое ралли» и «Математическое ассорти».
Значимую воспитательную
роль играет информационная система Клуба. По результатам нашей деятельности мы
оформляем стенд, выпускаем стенгазеты и поздравительные листки. И поверьте, для
ученика очень важно, когда его фотографию видит весь колледж и узнает, что он
является лучшим игроком Математического брейн-ринга. Или, когда ершистый парень,
ранее нарушавший дисциплину, проявляя упорство и трудолюбие на уроках
математики, становится победителем математической Олимпиады по заданиям ЕГЭ. И
пусть хоть некоторые из ребят, глядя на его фотографию, начинают задумываться и
верить в себя: «Если у него получилось, значит, и я могу…».
Особой популярностью и
любовью в колледже пользуются ежегодные Математические капустники. Общее дело
воспитывает у учащихся чувство ответственности, сопереживания, способствует
сплочению ученических групп. Программа Математического капустника каждый год
состоит из различных конкурсов: это может быть и исторический конкурс, и интеллектуальный
марафон, и игра со зрителями, и конкурс капитанов, и математический сюрприз, и
многое другое. С использованием мультимедийных компьютерных технологий они
проходят особенно ярко и содержательно. Но самым долгожданным и незабываемым
конкурсом является творческий, где участники должны предоставить вниманию жюри
и зрителей какое-либо творческое выступление с математическим содержанием (это
могут быть частушки, песни, театральные миниатюры). В процессе подготовки и
проведения Математического капустника воспитывается культура поведения,
развиваются коммуникативные способности и познавательный интерес, формируются
потребность к саморазвитию и гуманистическое отношение к окружающему,
происходит развитие творческого потенциала. Выступление на сцене позволяет
учащемуся преодолеть чувство неуверенности, пережить радость от достигнутого,
получить поддержку и одобрение сверстников. И это тоже очень важно, потому что
для воспитания и развития учащихся необходим стимулирующий и направляющий
фактор успеха. Именно успех придает силы, веру в свои возможности, создает
основу для формирования самооценки, проявления неординарности и
индивидуальности, создает атмосферу благополучия и позитивности.
Безусловно, что получение
хорошего образования и престижной высокооплачиваемой профессии определяет будущее
любого человека. Но важнее не то КЕМ станет завтра наш выпускник, а то – КАКИМ
он станет. И, на мой взгляд, деятельность Клуба любителей математики
способствует решению этого вопроса и повышению воспитательного потенциала
нашего колледжа.
Нашему Клубу
уже более 10 лет. Не буду лукавить, бывало разное, были и есть проблемы и трудности, не
всегда всё получается так, как хотелось бы. Но когда видишь блеск детских глаз,
счастливые лица ребят, чувствуешь их любовь и благодарность, то вспоминаешь
только лучшее. И как говорят мудрейшие: «Дорогу осилит идущий!».
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьОтличная статья! Видно, что Вы работаете с душой!!!Творческих успехов!!!
ОтветитьУдалитьПредлагаю очень интересный и достойный конкурс от Инфоурок "Современный учитель". И, что самое главное, можно победить только своими силами (при должном желании и усердии).
ОтветитьУдалитьВсе подробности можно прочитать на странице конкурса: https://infourok.ru/ur/eWFrb3ZsZXYtbmlrb2xheS1taWhheWxvdmljaA==